Эксклюзивные надгробия, памятники
и мемориальные комплексы по
индивидуальным проектам
Подразделы

Советы и комментарии

Ликбез для заказчиков (разрушаем мифы и предрассудки) 1. Когда можно устанавливать памятник? Для установки памятника не обязательно ждать год, по этому поводу нет ни каких норм и правил. Вопреки основному аргументу, который говорят в защиту этого предрассудка, о том, что земля за год должна уплотнится. Ответственно заявляю, этого не происходит. Естественное уплотнение грунта идет в несколько этапов и зависит от множества факторов и причин, время, тоже имеет значение, но речь идёт далеко не об одном годе. При грамотной установке памятника проводится подготовка места для монтажа, препятствующая последующему перекосу памятника, технологии могут быть разными, выбираются по ситуации. В моей практике были случаи, когда по ряду причин приходилось устанавливать памятник на следующий день после похорон, и они стоят уже больше десяти лет без нареканий. Причиной перекоса памятника может быть не только ошибки монтажа, но и сделанное рядом с памятником захоронение, даже у «соседей», как правило, повлечёт перекос памятника в эту сторону. Даже кроты могут подрыть фундамент памятника. Есть технологии монтажа, практически полностью исключающие вероятность перекашивания памятника, которые дают возможность, при необходимости не снимая памятника копать вплотную с ним, без последствий. Но изготовление таких фундаментов стоит гораздо дороже «стандартных», выбор остаётся за заказчиком. 2. Можно ли делать портреты на памятниках, и как они делаются: Часто сталкиваюсь с мнением заказчиков, о том, что портреты на памятниках делать нельзя из религиозных соображений, приводят аргумент, что раньше портретов на памятниках не делали, но их не делали по тому что их не делали вообще. Технология нанесения теневого, графического портрета в том виде как мы его привыкли видеть, сравнительно молода, их начали делать 60-70лет назад (возможно были более ранние работы, но мне про них не известно). Первые портреты выбивали скарпелями, и они были без полутонов, с резкими переходами от светлого, к тёмному. Впоследствии, появились работы, сделанные победитовыми иглами, одиночными или собранными в пучки. С использованием иголок появились портреты с мягкими переходами с тенями. Портреты, выполненные иглами, в ударной технике, делают, по сей день, только некоторые иглы стали использовать алмазные. Держатель для них выглядит как миниатюрный отбойный молоток, а принцип остаётся тот же, каждый удар по полированной поверхности камня оставляет светлую точку, где точек больше там светлее, где меньше там темнее, весь портрет состоит из точек. Даже «компьютерный» портрет делается также иглой, которая крепится на ударной головке, перемещающейся каретки. 3. Лазерные портреты: Заказчики часто называют графические теневые портреты, лазерными, чаще всего, это из-за неграмотности, они просто ни когда не сталкивались с заказом памятника или сталкивались, но не вникали в технологию изготовления портретов, поэтому часто думают, что портреты делают лазером. Хотя сейчас существуют лазерные станки, которые наносят изображения на различные поверхности и на камень тоже, но в ритуальной сфере они редко используются из-за дорогих «расходников» и далеко не премиального качества работ именно на камне. 4. Как и чем правильно мыть памятник: Если вы хотите чтобы памятник был чистым, а гравировка на нём просматривалась, его, хотя бы один или два раза в год придётся мыть. Памятники из гранита, с простыми граверными работами, без покрытия сусальным золотом, и без цветных портретов, мыть можно с применением практически любых моющих средств, за исключением абразивных и сильнокислотных. Гранит материал стойкий к различной бытовой химии, а карельский габбро диабаз особенно, даже к кислотам (проверяли на собственном производстве). В качестве инструмента можно использовать тряпки, губки, для удаления загрязнений с неполированных поверхностей можно применять жесткие пластиковые щётки. После мытья с моющими средствами, ополоснуть водой и протереть насухо, чистой тряпкой. Чтобы не повредить полировку изделий из мрамора, при необходимости, их можно мыть нейтральными моющими средствами, в некоторых случаях слабощёлочными моющими средствами, с применением мягких инструментов (тряпок, ветоши, губок). Перед мытьём убедиться в отсутствии на камне песчинок или других абразивных частиц, в случае обнаружения: сдуть, смести мягкой щёткой, или мыть водой. Так как мрамор материал мягкий и полировку на нём очень легко поцарапать. С настоящей позолоты, загрязнения самостоятельно лучше не удалять, доверьте эту работу тем, кто умеет обращаться с сусальным золотом. Мойте только вокруг позолоты, не затрагивая её тряпкой или губкой, вообще, после можете сполоснуть весь камень водой (не используйте сильное давление воды). Цветные портреты, то есть живописные, при необходимости, мыть очень бережно, желательно просто, водой. Если этого не достаточно, можно применить нейтральные моющие средства, мыть очень мягкой тряпочкой, без сильного нажима. После мытья ополоснуть чистой водой, и аккуратно вытереть насухо.